Облака как средство демократизации ИТ. Марина Аншина, Российский Союз ИТ-Директоров, председатель Комитета по ИТ-стандартам, Председатель Правления фонда ФОСТАС.
Соотносясь с общемировыми трендами в развитии IT, в версии "1С:Предприятие 8.3" разработчики сделали ряд кардинальных шагов:
сформирован комплекс технологий для работы в модели сервиса (SaaS), который позволит использовать современные интернет-технологии в учете и управлении;
получили развитие механизмы управления кластерами серверов;
существенное внимание уделено средствам оптимизации и повышения надежности информационных систем на платформе "1С:Предприятие";
отдельные усилия были вложены в кроссплатформенность. Теперь в среде ОС Linux доступны все штатные возможности платформы: работа как в толстом, так и в тонком клиенте, конфигуратор и средства администрирования;
выпущена мобильная платформа для IOS и Android, выработана методика разработки и публикации приложений на мобильной платформе;
продолжена работа по интернационализации платформы - теперь поддерживается 15 языков интерфейса, в том числе и китайский;
представлена новая парадигма юзабилити - модель интерфейса "Такси";
развивается и расширяется инструментарий по технологической поддержки больших и сверхбольших информационных систем.
В соответствии с нашей национальной традицией вопрос «зачем», как правило, задают после окончания любого проекта и проект освоения ERP системы не является исключением. В этот момент могут присутствовать различные эмоции от эйфории до разочарования. И очень редко приходится встречать трезвое рациональное восприятие.
Современная ERP (на примере 1С) состоит из нескольких блоков, внедрение каждого из которых требует совершенно различных подходов (с точки зрения последовательности шагов), служит для достижения совершенно различных целей и предъявляет различные требования к данным и участникам процесса: пользователям, ИТ специалистам и бизнес-консультантам.
Если джаз представляет собой демократический стиль музыки, то облака – это демократическая форма предоставления ИТ. Хотя определений облака существует множество, мне больше всего нравится такое: «Облако – это метод управления ИТ, когда используемые активы не принадлежат компании-потребителю, и ИТ-сервисы пользователям или ресурсы их обеспечивающие предоставляются через Интернет». В этом определении упор делается именно на новые методы управления, а не на технические особенности построения сервисов. И первое с моей точки зрения намного важнее для нашей отрасли.
Облака легче всего понять через архитектуру предприятия (Enterprise Architecture). Если обратиться к архитектурной модели «слоеного пирога», то облако – это такой архитектурный стиль, когда слои архитектуры имеют разных владельцев и хотя бы один слой имеет владельца отличного от того, кому предоставляются ИТ-сервисы, от конечного Заказчика.
Очевидно, что для средних и малых компаний построить современную архитектуру предприятия невозможно: ни по капитальным затратам, которые в нее надо вложить, ни по операционным, которые придется тратить на ее обслуживание и эксплуатацию. Приобщиться к современным ИТ они могут только с облаками, когда затраты на создание и обслуживание архитектуры предприятия берет на себя облачный провайдер.
При этом стоимость услуг провайдера для них будет формироваться с учетом других пользователей облака. Поэтому при условии создания рынка, они могут и должны стать для них посильными.
Причем рынок это формируется крайне быстро. Посмотрите, уже большинство производителей корпоративных систем (SAP, Oracle, Sales Logic,1С) предлагают свои продукты в облаке. Нередки уже и реальные примеры использования.
Большинство потенциальных Заказчиков называют в качестве главного препятствия на пути использования облаков вопросы безопасности. Но опять же давайте посмотрим на проблему с позиций компаний СМБ. Им не по средствам построить мощную систему информационной защиты. Для них использование SaaS будет шагом вперед и в этом направлении.
Намного больше барьеров на пути продвижения облаков связаны с вопросами законодательства. Потому что при их использовании возникают сложные юридические нюансы, заключающиеся в разделении ответственности между провайдерами разных архитектурных слоев. Ведь, если конечную услугу Заказчику предоставляет SaaS-провайдер, то он в свою очередь может использовать, например, провайдера IaaS. Понятно, что возникает цепочка договорных отношений, в которой очень важно правильно определить права и ответственность каждого участника.
Для формирования устойчивой основы договорных отношений нужно разрабатывать и внедрять государственные стандарты. При этом стоит обратить внимание на международную практику, которая сейчас активно развивается в этом направлении.
С учетом вышеизложенных замечаний считаю, что массовое использование облаков в недалеком будущем станет реальностью и приведет к совершенно другому уровню использования ИТ в обществе, а также повлияет не только на развитие отрасли или бизнеса в целом, но и всего общества.
Отношения Заказчика и Исполнителя: как добиться гармонии.
Как результат ИТ проекта, так и результат предоставления ИТ –сервиса внешним провайдером, являются несомненно продуктом двух сторон: Заказчика и Исполнителя. И если одна из сторон плохо выполнила свою часть работы, то и результат получится неудовлетворительным. Потому что как бы хорошо Исполнитель не выполнил свою задачу, если ей не будут пользоваться сотрудники Заказчика, это совершенно бесполезно. А у Заказчика нет возможности навязать свой продукт или сервис пользователям. Понятно, что если сплоховал Исполнитель, то и обсуждать нечего.
Взаимные обвинения в безграмотности и некомпетентности совершенно бесполезны. Вполне допускаю, что как уровень Исполнителей, так и ИТ-грамотность Заказчиков хуже, чем хотелось бы. Но простая констатация этого факта вряд ли даст что-то полезное.
Взаимодействие всегда имеет как минимум две стороны, ведь оно так и называется «взаимо-». Поэтому если его нет или оно плохое, как в бизнесе, так и между отдельными людьми, всегда виноваты обе стороны.
Именно поэтому Заказчику стоит:
Внимательно подходить к выбору партнера;
Контролировать его во время всего процесса выполнения договорных обязательств, а не только в конце;
Анализировать результаты контроля и принимать соответствующие меры, пока еще можно что-то исправить.
Не стоит увлекаться сменой партнера, потому что это в большинстве случаев крайне тяжелое и рискованное решение. Исполнитель не менее Заказчика заинтересован в успехе проекта и в удовлетворенности Заказчика предоставлением сервисов. В случае тесного взаимодействия с Заказчиком у него намного больше шансов добиться успеха.
Как кот Леопольд мне хочется воскликнуть: «Давайте жить дружно!» И не только потому, что жить дружно хорошо в любом случае, но и потому, что это кроме того выгодно обеим сторонам.
Юридический аудит облачных сервисов/услуг.
Новинский Олег,
Руководитель практики интеллектуальной собственности,
Принимая решение о переходе на «облачные» технологии, компании редко понимают все существующие риски, связанные с таким переходом.
Часто, выбор провайдера облачных технологий и его сервисов ограничивается поверхностной проверкой провайдера из общедоступных источников информации.
С точки зрения эффективной защиты информационных активов этого далеко недостаточно.
Поверхностный подход к анализу провайдера облачных технологий и его услуг/сервисов может привести к таким рискам, как:
выбору Провайдера, который не в состоянии качественно и в полном объеме предоставлять «облачные» услуги/сервисы;
отсутствие контроля над тем, каким образом Ваша информация будет защищена, какие существуют гарантии защиты Вашей информации ;
отсутствие определения какой объем ответственности в случае утери/кражи информации несет Провайдер и т.д.
Таким образом, планируя перенос информационных активов в «облако», нужно быть уверенным в правильности выбора провайдера и качестве его сервисов. Это можно сделать посредством проведения юридического аудита.
Учитывая существующие на сегодняшний день риски мы предлагаем нашим Клиентам провести юридический аудит в двух основных направлениях:
сбор и анализ информации о Провайдере «облачных» технологий;
анализ договора с Провайдером облачных технологий.
Более подробно, мы расскажем на нашем выступлении.
Качественные ИТ-сервисы для эффективного управления бизнесом.
Ярослав Кошманенко, Руководитель ИТ-отдела Компании “Технокредо”, Руководитель Днепропетровского клуба ИТ-директоров
29 - 31 июля 2021, г.Запорожье, состоялся Семинар-практикум, посвященный вопросам эффективного управления предприятием. Участники: CIO, ИТ-руководителям, директора по развитию, производству, продажам, аналитики, планировщики, все, кто на предприятии занимается проектом внедрения (развития) ERP. Событие уникальное - аналогов в Украине НЕТ.
6 - 8 августа 2020, г.Запорожье, Состоялся Семинар-практикум, посвященный вопросам эффективного управления предприятием. Мероприятие будет полезным: CEO (но они, увы, не ездят на такие мероприятия :)), CIO, ИТ-руководителям, директорам по развитию, производству, продажам, аналитикам, планировщикам, всем, кто на предприятии занимается проектом внедрения (развития) ERP. Событие уникальное - аналогов в Украине НЕТ.