Море данных: как Одесская область развивает туризм с помощью Big Data
В популярности украинского туризма в последние годы немаловажную роль сыграл экономический фактор — позволить себе отдых за пределами страны могут далеко не многие. Однако о результатах такой популярности и отдыхе в Украине бытуют разные мнения: от абсолютной «зрады» до полной «перемоги». В чем же причина подобных разночтений? Прежде всего — хромая на обе ноги статистика туристической отрасли страны. Данные, формируемые туриндустрией, и информация от пограничных пунктов о входящем потоке зарубежных туристов могут отличаться на три нуля. И вот, чтобы добиться реальных цифр по своему региону, власти Одесской области запустили пилотный проект по мониторингу турпотока при помощи технологий Big Data. Редакция AIN.UA рассказывает, что из этого получилось. Автор статьи: Нина Глущенко.
Проблема: нет точной официальной статистики по посещению туристами Одесской области. Без этого властям остается только гадать, как изменилась привлекательность региона и какие места области пользуются большей популярностью у гостей.
Решение: использовать данные мобильной связи. Мобильная связь – самая популярная технология, телефон есть у подавляющего большинства украинцев. А у телеком-операторов есть возможность отслеживать перемещение абонентов по сигналам базовых станций. Поэтому власти области обратились к мобильным операторам с просьбой открыть данные о том, сколько туристов посещают Одесскую область. На запрос госструктур откликнулся «Киевстар». Пилотный проект по мониторингу турпотока начался в 2016 году.
Как это работает
Два раза в год — в октябре (после окончания сезона) и январе-феврале (по итогам прошлого года) — Киевстар готовит мониторинг под запрос Одесской областной госадминистрации (ОГА). Он учитывает данные по критериям «регион», «месяц», а также предоставляет разбивку на внутренних и иностранных туристов. Туристом же считается тот, кто провел в пределах Одесской области больше суток.
Операторская сеть позволяет отследить, откуда приехал абонент, - можно увидеть, жители каких областей или стран предпочли курорты Одессы. Так, в прошлом году наибольший поток туристов в регионе в сети «Киевстар» был из Киевской, Николаевской и Винницкой областей (суммарно — более 40% внутреннего потока), а среди представителей из зарубежных направлений по-прежнему лидирует Россия. В целом на заграницу пришлось 21% курортников.
В мониторинге видно, где находились туристы большую часть времени – например, в Одессе, Затоке или на других курортах. По этим данным можно понять, какие конкретно места пользуются спросом.
У Киевстара крупнейшая абонентская база в стране — 26 млн. Это очень большая выборка, но чтобы представить себе поток в целом и говорить о тенденциях, власти распространяют полученные данные на общую численность населения страны.
Роман Козловский. И.о. начальника управления туризма, рекреации и курортов в Одесской ОГА. Можно было бы придумать и еще более сложные формулы подсчета, чтобы уменьшить погрешность, но и получаемый сейчас результат намного точнее того, чем располагала область раньше. Мониторинг от Киевстара насчитал за год 3 млн туристов. А значит, если брать по самым скромным оценкам (например, у кого-то может быть две карточки, кто-то ездил туда-сюда по делам) и экстраполировать эти цифры в масштабе Украины, то можно говорить о 5 млн туристов, которые побывали в Одесской области за год.
Что это дает
Результаты мониторинга публикуются в открытом доступе и дальше их в маркетинговых целях используют компании, связанные с туризмом. Big Data позволяет понять, в каких регионах (и странах) туристический бренд Одесской области представлен хорошо и там достаточно поддерживать знание о нем на том же уровне, а где необходимы дополнительные маркетинговые активности вроде посещения отраслевых выставок, рекламы, работы с туроператорами, чтобы качественно поднимать туристическую привлекательность региона.
По динамике посещения области гостями видно, что высокий сезон в ней держится преимущественно в июле и августе. Эта информация может быть полезна как для работы над расширением «сезонности» региона, так и для проведения активностей для массовой аудитории в определенный период.
ОГА не может повлиять на гостиничный бизнес, так как он реагирует на спрос. Но вот учесть мониторинг Big Data и договориться с «Укрзализныцей» о запуске поезда на юг Одесской области — в направлении популярных курортов Затока и Сергеевка, куда раньше можно было попасть только на электричке или по автомобильной дороге, – это оказалось властям по силам. И хоть полученные данные стали не единственным аргументом, но они существенно укрепили позицию властей в этом вопросе. Так что теперь гости региона уже могут воспользоваться услугами состава Киев-Измаил, который курсирует на постоянной основе с осени 2016 года.
Своим опытом по использованию результатов телеком-мониторинга одесские власти поделились с коллегами из других областей. По их словам, там тоже заинтересовались анализом Big Data для пользы своих регионов — на сегодняшний день похожие запросы уже сформированы в Херсонской (на уровне города) и Винницкой областях.
Что еще можно узнать
Помимо туристических потоков мобильная связь дает возможность анализировать миграцию населения внутри страны — из городов-сателлитов в крупные центры, отслеживать транзитных посетителей и т.д.
Долгосрочный сбор больших данных и их анализ позволяют не только оценить ситуацию и увидеть существующие проблемы, но и дают возможность сделать прогноз на будущее – что будет пользоваться спросом у населения, где возрастет нагрузка на инфраструктуру и что можно сделать, чтобы решить эти задачи наиболее рационально. В развитых странах мира Big Data используется не только для принятия решений о запуске новых государственных услуг, но и для их дальнейшей корректировки. Там экономят значительные средства бюджету, точечно направляя ресурсы туда, где необходимы улучшения.
Желание Одесской ГА упорядочить, систематизировать и проанализировать данные по потоку туристов говорит о том, что регион развивается и заинтересован в том, чтобы меняться к лучшему - создавать более комфортные условия для своих гостей, учитывать их предпочтения и предлагать новые качественные сервисы взамен устаревшей инфраструктуры. В конечном итоге это огромный плюс для всей нашей страны. И я уверен, что со временем будет появляться все больше таких проектов, в основе которых окажутся большие данные и их тщательный анализ.
Владимир Остащук. Директор по работе с государственными предприятиями Киевстар. Big Data — это как набор кубиков Lego. Каждый кубик по отдельности не представляет собой практической ценности. Но в составе цельной конструкции — это элемент, без которого не обойтись, чтобы дом стал домом, самолет — самолетом и т.д.
У телеком-операторов огромный поток данных, которые при правильном использовании могут принести большую пользу. Главное — понимать, что вы хотите получить и задать правильный вопрос.
13 декабря 2019 г в Киеве Состоялось итоговое ежегодное мероприятие года - Новогодний CIO-Jazz, где у участники познакомились с опытом коллег, пообщались с компаниями, представляющими новые технологии, а также приняои участие в традиционной дискуссии в стиле IT-Jazz на тему Изменения VS Стабильность ( "Изменения невозможн (ы/а) стабильность!" - где запятая? :) ).
Конференц-часть CIO-Jazz состоялась в Бизнес-школе КРОК, а Новогодняя вечеринка, как всегда, в Бочке на Крещатике.
23 октября 2019 года г.Киев (10.00-17.30). срстоялся осенний MBA IT-Jazz - уникальное мероприятие, практическая конференция, направленная на повышение уровня владения управленческими навыками и способствующая росту личной и профессиональной эффективности ИТ-руководителя.
С 1 октября 2019 года стартует программа по обеспечению технических ВУЗов Украины новейшим программным обеспечением для разработки радиочастотных (РЧ) и сверхвысокочастотных (СВЧ) устройств NI AWR Design Environment.
Цель программы - обеспечить возможность использования студентами современных решений NI AWR, показать преимущества работы в легальном программном обеспечении.
Компания Moyo - крупнейшая сеть магазинов электроники, бытовой техники и других потребительских товаров, совместно с Softprom by ERC - Advanced Consulting Partner в сети Amazon Web Services, объявили об успешной реализации ИТ-проекта на платформе AWS. Для стабилизации и увеличения доступности e-commerce платформы было выбрано решение на базе Amazon AWS как альтернатива предыдущему облачному провайдеру.
Для миграции выбрали услуги аренды виртуальных машин и база данных, как сервис. В качестве сопровождающих также подключены сервис Route 53 для управления и защиты DNS, облачное дисковое хранилище для бэкапов.
12 червня Уряд ухвалив постанову Кабінету Міністрів України «Про внесення змін до деяких постанов Кабінету Міністрів України щодо функціонування офіційних веб-сайтів органів виконавчої влади».
23.11.2018Интервью Андрея Гончаренко (CIO Аптека низких цен) каналу Perceptron. Робот-помощник в обслуживании клиентов / Сложности построения самой большой аптечной сети / Проблема последней мили при подключении интернета / Большая логистика, где управление только на информационном уровне и многое другое...
Более подробно смотрите в интервью Андрея Гончаренко каналу Perceptron.
Лучков Роман, CIO БаДМ: "У меня в карьере было немного компаний, и, несмотря на 20 страниц трудовой книжки, можно выделить три этапа построения карьеры: первая компания в которой я пробаботал 10 лет была телекоммуникационной (Оптима-телеком), вторая - сделала компетенции (qivi.ru - объединенная система моментальных платежей), третья компания в котрой я сейчас работаю, компания БаДМ."
Более подробно смотрите в интервью каналу Perceptron.
Более 10 лет консалтинговой деятельности в области ИТ позволили Владимиру превратить практические примеры в теоретические кейсы как на выступлениях клуба ИТ директоров, так и на отдельную секцию в MBA “Информационный менеджмент”.
Бузмаков Владимир, Председатель Актива Сообщества ИТ-директоров Украины, директор по консалтингу и учредитель консалтинговой компании «Супремум», идеолог и руководитель программы MBA IT (MBA «Информационный менеджмент») в Бизнес-школе КРОК.