Украинская ИТ-отрасль, как и рынок в целом, находится в процессе становления. Она уже может заявлять о первых достижениях, однако о существенных результатах говорить пока рано - слишком молодой и хрупкой является инновационная индустрия. Далеко не все отечественные ИТ-кадры соответствуют мировым стандартам. Самоидентификация, развитие потенциала, уровень образования, широта мышления - над этим и многим другим необходимо долго и упорно работать. Но главным, на сегодняшний день, достижением отрасли, является консолидация, чему способствовала текущая ситуация в стране. Ничто так не консолидирует общество, как война. Война с Россией сейчас консолидирует людей в целом, и представителей ИТ-общества в частности - считает известный предприниматель, инвестор и общественный деятель в области ИТ, Илья Кенигштейн.
По его словам, как аналогичный пример можно рассмотреть Израиль, где угроза национальной безопасности подтолкнула людей к тому, чтобы они начали думать не только о себе, но и о тех, кто рядом, в том числе в профессиональном плане. Фактор внешнего врага хоть и мешает интенсивному развитию экономики, все равно является важным стимулом роста ИТ-отрасли, потому что ведет к сплочению общества во имя национального выживания и противостояния, откуда рождаются инициатива и предпринимательство.
О потенциале
Несмотря ни на что, потенциал украинских ИТ-специалистов - колоссальный, его нужно только увидеть, а увидев - развить. На рынке - масса грамотных высокопрофессиональных специалистов, ведущих множество толковых проектов и инициатив. О которых, к сожалению, никто не знает. Что нужно для их развития? Разумеется, нужны деньги. Но не только. В первую очередь требуется компетенция, позволяющая определить конвенциональность идеи в контексте спроса на нее со стороны мировых рынков. Главная проблема заключается в определенной узости мышления, при котором человеку проще придумать что-нибудь и назвать это инновацией, чем заглянуть глубже и понять, что это уже изобретено, существует и работает. Придумать - гораздо интересней, чем проверять - существует ли это уже или нет. Проверять и разочаровываться.
Что еще нужно для реализации упомянутого потенциала? Образование. Безусловно, образование важно, но не с той точки зрения, с которой мы привыкли его рассматривать. Образование не является ключевым в том, что касается открытия стартапа или разработки собственного проекта. Иногда, оно может даже тормозить этот процесс, в контексте своего фундаментализма. Но нужно заставлять себя учиться на чужом опыте, желательно опыте тех стран, которые уже прошли путь становления собственных инновационных экосистем. Для этого даже не обязательно куда-то ехать, необходимо просто начать по другому воспринимать сеть, концентрируя внимание на нужных ресурсах. Ведь для того, чтоб произошел рывок в украинской ИТ-индустрии, в стране есть практически все необходимое, даже учитывая факт определенного отставания по уровню компетенции и знаний.
Порой на пути развития и самоидентификации предпринимателей стоят работодатели, ревностно относящиеся к любой инициативе собственных сотрудников. Работодатели боятся, что талантливый сотрудник, в итоге, уйдет в свой проект. Особенно это касается ИТ-аутсорсинговой отрасли, где главным ресурсом является время. Вместо того, чтобы “запирать” специалиста, нагружая его большими объемами работы, стоит ему дать возможность для развития и создания собственного проекта в рамках компании, освободив его от ряда корпоративных ограничений. Это даст ему возможность создать что-то свое, возможно гораздо более ценное, чем казалось изначально.
80 на 20
Во многих крупных западных высокотехнологических компаниях есть внегласное правило по распределению сотрудников. 80% из них - это те, кто подчиняясь правилам, системно увеличивают ценность компании, создавая проекты в рамках общего фреймворка. Эти люди начинают свой рабочий день в 9.00 утра, целый день работают и выполняют собственные обязанности. В 18.00 они заканчивают свой рабочий день и через пятнадцать минут забывают о своей работе. Эти люди - фундамент любой компании. Остальные 20% сотрудников - это те, кто не в состоянии подчиняться правилам компании, находясь в перманентном конфликте с окружающими. Они приходят на работу в 11.00 утра, часто приводят на работу своих подруг, жен, детей, собак и т.д. - в общем ведут себя, как им захочется. Но они полностью погружены в творческие процессы, постоянно придумывая что-то уникальное, новое, засиживаясь в офисе допоздна. Эти люди являются локомотивом компании, потому что они продвигают ее вперед. Многие крупные компании научились с этим мириться, понимая ценность этих 20%. И первая, и вторая категории сотрудников необходимы, они не могут существовать друг без друга, хоть и невозможно определить, кто главнее.
Человеку, желающему работать в инновационной индустрии, к которой, в первую очередь, относятся стартапы, изначально необходимо понять, к какой категории людей он относится. Если к первой (80%) - я бы рекомендовал ему пойти поработать в настоящем стартапе и увидеть, что из себя представляет этот бизнес. Но необходимо быть готовым к круглосуточной работе и небольшой зарплате, ведущей к дефициту денег. Но взамен человек получит невероятную мотивацию и ощущение принадлежности к команде, создающей проект. Это знание - уникально. В то же время, если человек считает, что ему ближе другие 20%, то ему, в первую очередь, необходимо учиться системной работе, ибо стартап - это не только идея, но и системный, порой изнуряющий бизнес.
Про утечку мозгов
Заграница манит перспективами, возможностями, деньгами, признанием, что ведет к трудовой эмиграции. Безусловно, Украина от этого не в выигрыше, но что делать?
Удерживать специалистов невозможно. Это бессмысленно и ни к чему не приведет. Если специалист задался целью уехать - он обязательно это сделает. Думаю, если провести анонимный опрос среди украинских ИТ-специалистов - сколько из них хотя бы один раз в жизни играли в лотерею Green Card, ответ, думаю, будет следующим: “Половина, если не большинство”.
Но необходимо учиться ценить людей, покинувших страну, в частности тех, кто с помощью своего таланта достиг успеха за границей. Подобное отношение может стать мотивацией для тех, кто остался и пытается добиться успеха здесь. Украина должна трансформироваться в страну, для которой ценными являются все ее граждане, включая и тех, кто был ими в прошлом. Нужно научиться любить своих выходцев и их потомков, гордиться их достижениями, вне зависимости от того, является эта любовь взаимной или нет.
Ленни Кравиц, дедушка которого был выходцем из обычной украинской еврейской семьи. Милла Йовович, родившаяся в Днепропетровске. Ольга Куриленко, родившаяся в Бердянске. Мила Кунис, родившаяся в Черновцах. Серж Генсбур, родители которого являлись выходцами из Украины. Сильвестр Сталоне, прабабушка которого была родом из Одессы. Дастин Хоффман, родители которого были выходцами из Украины. Станислав Лем, родившийся во Львове. Стивен Спилберг, бабушка и дедушка которого были выходцами из Украины.
Ян Кум, создатель WhatsApp - мобильного приложения, которое компания Facebook купила за $19 миллиардов. Валентин Гапонцев - выдающийся физик и выпускник Львовского политехнического института, создатель американской компании IPG Photonics, которой принадлежит около 80% мирового рынка волоконных лазеров. Макс Левчин - один из создателей PayPal, уехавший из Украины в 1991 году. Юрий Фрайман - один из создателей знаменитой в Украине Viewdle, которую купил Google (cумма сделки – около $30 млн), уехавший из Одессы в 1993 году.
У этих и многих других людей никогда не нужно ничего просить, и тем более требовать. Ими нужно просто гордиться - только лишь потому, что они или их предки родились на украинской земле. И, если в результате некоторые из них начнут хоть частично отождествлять себя с Украиной, причем делать это в позитивном контексте, - поверьте, это даст обществу не только надежду, но и уверенность в себе. А также, возможно, частично остановит утечку мозгов.